Акманова Гузалия Кадимовна
педагог дополнительного образования МАУДО ЦДТ г. Оренбурга
Думая о главном, не забывай о тех, кто зависит от нас - о братьях наших меньших
Акманова Гузалия Кадимовна работает педагогом дополнительного образования в «Эколого-биологическом» отделе МАУДО «Центр детского творчества» г. Оренбурга с сентября с 2012 года. С самого раннего детства Гузалия живо интересовалась проблемами экологии и биологии и поэтому поступила в Государственный педагогический университет, выбрав специальность «Биология».
Работая педагогом дополнительного образования, Гузалия Кадимовна разработала ряд дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: «Юный зоолог», «Путешествие в уголок живой природы», «Школа эколога», «Мой первый питомец» (для обучающихся с разными образовательными потребностями).
На занятиях с учащимися Гузалия Кадимовна уделяет большое внимание формированию у детей младшего школьного возраста основ экологической культуры.
Программы «Юный зоолог» и «Путешествие в уголок живой природы» направлены на формирование ценностного отношения к окружающему миру, живой природе, расширяют и углубляют знания учащихся в области естественных наук, в частности зоологии и экологии. Обучающиеся по программам в процессе занятий в уголке «Живой природы» приобретают такие ценные черты характера, как ответственность, трудолюбие, сопереживание, заботливость. Узнавая новое о животных, об их образе жизни, младшие школьники расширяют свой кругозор. В умении бережно и грамотно обращаться с животными, закладывается фундамент воспитания экологически грамотных граждан. Содержание занятий включает экологический компонент, направленный на формирование элементарных теоретических и практических знаний о взаимосвязи и взаимоотношениях организмов со средой обитания и между собой. Практическая деятельность по уходу за декоративными животными в совокупности с изучением экологических взаимосвязей обеспечивает формирование ценностного отношения к окружающей природе не на формальном уровне, а на уровне присвоения и определения личностного смысла в освоении практических навыков ухода за животными. Младшие школьники получают не только элементарные знания о животных, но и практические навыки по уходу за животными, реализуют познавательные потребности в опытно-исследовательской и проектной деятельности.
Около двух лет Акманова Гузалия Кадимовна работает по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мой первый питомец» с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста. В данной программе заложена идея использования тактильного контакта дошкольников с ОВЗ с животными (зоотерапия) и развития элементарных навыков ухода за ними.
Гузалия Кадимовна на своих занятиях широко использует современные обучающие технологии: проектная деятельность, организация научно-исследовательской деятельности учащихся, игровые, информационно-коммуникационные технологии. Гузалия Кадимовна приучает учащихся добывать знания самостоятельно, развивает умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Для активизации мыслительной деятельности учащихся педагог использует задания развивающего характера: проблемные ситуации, дифференцированные задания разной сложности для индивидуальной и групповой работы учащихся, что превращает занятие в деловое сотрудничество педагога и обучающегося, в увлекательный творческий поиск новых открытий. На занятиях обучающиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно находят новые решения.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся, интересующихся биологией и экологией, постоянный поиск нового в своей работе, держит педагога в здоровом мотивационном тонусе, подталкивает к постоянному совершенствованию своей педагогической деятельности и, соответственно обеспечивает результат.
Гузалия Кадимовна – частый участник методических и профессиональных конкурсов: в 2015 г. она стала лауреатом 2-й степени в городском конкурсе «Сердце отдаю детям», в 2016 г. ее программа стала Лауреатом областного конкурса дополнительных общеобразовательных программ (номинация: естественнонаучная), а еще ранее программа была представлена на городском конкурсе дополнительных общеобразовательных программ и также стала победителем (Диплом III степени).
Сейчас профессиональный интерес Гузалии Кадимовны прикован к научному обществу учащихся, и здесь уже есть первые результаты (Диплом II степени в областном конкурсе практико-ориентированных методических разработок эколого-биологического направления (2018 г)).
Акманова Гузалия Кадимовна - требовательный и вместе с тем доброжелательный педагог, пользуется заслуженным авторитетом среди коллег, уважением родителей и учащихся.
Дзугкоев Сергей Дмитриевич
педагог дополнительного образования МАУДО ЦДТ г. Оренбурга
«Лидер воспитывает не последователей, а новых лидеров».
Дзугкоев Сергей Дмитриевич работает в системе дополнительного образования детей с 2010-го года. Но его путь в педагогическую карьеру начался задолго до официального трудоустройства. С детства он посещал Коммунарские сборы на туристической базе «Прогресс», вечера и различные коллективно-творческие дела в школе, которые оставили неизгладимый след в детской душе. Практически все в семье Сергея Дмитриевича, начиная еще с его деда - Кима Дмитриевича Дзугкоева, чье имя высечено на памятной стеле "Летопись учительской славы Оренбуржья" (с фамилиями лучших педагогов области), являются педагогами. В школьные годы Сергей Дмитриевич принимал активное участие в жизни классного коллектива и школы, был членом органа ученического самоуправления «Сенат» и президентом отделения международного движения «Sertoma» (Service to Mankind) в лицее № 4. Уже будучи студентом, возглавил Школьную Ассоциацию Выпускников Лицея №4 и стал комиссаром на добровольных началах. Под его руководством подшефный класс не раз добивался признания и призовых мест в коллективно-творческих делах лицея, таких как «День Лицеиста», «Вечер «Леди и Джентльмены»», «Традиционный Коммунарский Сбор». Закончив с отличием Государственный Оренбургский университет по специальности «Перевод и Переводоведение» и получив дополнительную квалификацию педагога, он вернулся в родную школу в отдел «Лицей после лицея» педагогом дополнительного образования.
Сферой его деятельности является организация работы ученического самоуправления. На его занятии подростки знакомятся с основными вопросами организации коллективно-творческих дел, примеряют на себя роли лидеров и организаторов, создают и реализуют социальные проекты.
В своей стратегии воспитания нового поколения лидеров Сергей Дмитриевич руководствуется новыми разработками в педагогической сфере, в том числе и идеями развития гибких навыков, которые считаются навыками будущего: командообразование, активная коммуникация, критическое мышление, креативность.
Как для педагога, Сергею Дмитриевичу важен успех каждого ребенка, поскольку каждый из них уникален, и каждый достоин поощрения в своих начинаниях. При подготовке и участии подростков в конкурсах лидеров Сергей Дмитриевич ориентируется на развитие у них навыков саморегуляции, помогающих учащимся преодолевать страх (в первую очередь перед собой), умение правильно преподнести себя в новом коллективе и обществе, умение грамотно спланировать свое время и планировать работу команды.
Будучи выпускником Лицея№4, Сергей Дмитриевич прививает любовь к традициям родной школы, старясь вселить любовь в сердцах своих воспитанников к традиционным лицейским коллективно-творческим делам. Многие из выпускников органа ученического самоуправления «Сенат» возвращаются в родные стены лицея, что бы в новом статусе стать комиссарами, взяв шефство над учениками. Именно это и является отражением целевой модели наставничества, когда бывшие ученики, став студентами, переходят на новую модель взаимодействия и начинают работать с учащимися по модели «Студент – ученик».
Немалую роль в его работе играет и развитие творческих навыков. Любой лидер, в первую очередь, является творцом, генератором идей, способным создать и предугадать путь успешного развития коллектива и слаженной командной работы. Творчество позволяет лидерам не только открыть в себе новые стороны своего характера, но и помогает развить такие навыки, как ответственность за принятые решения, умение планировать полезное для общего дела время и ориентированность на результат.
Его педагогическое кредо - «В школьном самоуправлении нет мелочей». Кроме того, Сергей Дмитриевич придерживается мнения: «Неудача означает лишь то, что нужно начать все сначала, на этот раз более умно. Честная неудача не унизительна. Унизителен страх перед неудачей». О своей работе Сергей Дмитриевич говорит так: «Изучая многообразие необходимых управленческих шагов, принимаемых педагогом в обучении лидерству, я проникся идеей японского менеджмента - одной из самых эффективных в мире. Одно из главных ее достоинств - умение работать в команде. Так и в нашем школьном органе самоуправления – работа команды «заряжает» всех своей идеей и слаженной работой. Именно поэтому в нашем лицее тепло и нескучно. Я считаю, что педагогический коллектив становится только крепче и сильнее, когда в него приходят выпускники, знающие и чтящие все школьные традиции».
Говоря об успешности коллектива, Сергей Дмитриевич придерживается синергетического принципа, считая возрастание эффективности деятельностью слияния. Педагог же, по его мнению, является и стратегом, и аналитиком и организатором, но прежде всего, должен быть хорошим психологом. «Чутко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь», - эти слова А. Экзюпери являются его жизненным девизом.
Показателями успешности выбранной стратегии могут служить не только призовые места на городских и российских этапах конкурса «Лидер 21-го века», но и то, что более половины выпускников не представляют свою жизнь без лицея и возвращаются в Ассоциацию Выпускников, возглавляемую Сергеем Дмитриевичем.
Еворовская Светлана Николаевна
педагог дополнительного образования МАУДО ЦДТ г. Оренбурга
КРЕАТИВНОСТЬ=ТВОРЧЕСТВО+ИНТЕЛЛЕКТ
Еворовская Светлана Николаевна работает педагогом дополнительного образования в МАУДО «Центр детского творчества» г. Оренбурга с 2019 года. Несмотря на столь маленький практический опыт работы в сфере дополнительного образования, Светлана Николаевна – специалист с большим педагогическим стажем. Ее профессиональная деятельность началась в 1995 году в должности воспитателя дошкольного учреждения. В этом же году Светлана Николаевна поступила в «Уральский педагогический институт им. А.С.Пушкина», а после его окончания стала работать учителем русского языка и литературы. Будучи по своей сути человеком творческим, разносторонним, мотивированным пробовать что-то новое Светлана Николаевна в каждой профессии использовала новые как по форме, так и по содержанию виды деятельности. Так и произошло ее знакомство с ментальной арифметикой. На первый взгляд, это технология обучения счёту, быстрому счёту, который позволяет совершать арифметические операции в ускоренном варианте. Но это не является самоцелью для Светланы Николаевны и ее учащихся. Потому что это всего лишь инструмент. А главная цель – запустить механизмы познавательных способностей, латерального мышления в полном объёме. Задача Светланы Николаевны как педагога – помочь ребёнку гармонично развивать умственные и творческие способности, более полно раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал.
Возможность заниматься интересным и вместе с тем полезным для подрастающего поколения делом в системе дополнительного образования стала для педагога настоящей удачей. Очевидными преимуществами системы дополнительного образования Светлана Николаевна считает свободу от жестких стандартов, отсутствие ограничений рамками обязательности требований государственных программ, возможность творчески подходить к процессу образования. А любовь к детям, желание открывать им удивительный мир знаний, умение увлечь ребят познанием были и остаются ее профессиональными ориентирами и теми качествами, которые удерживают в нелегком труде педагога.
Сегодня в своей педагогической деятельности Светлана Николаевна ставит совсем непростые задачи. В свете постоянных изменений, вызовов времени, возрастающих требований к современному человеку, а значит и нынешним учащимся, возрастает необходимость менять содержание, методы и приемы образования. Теперь они должны быть ориентированы на развитие soft skills. Ментальная арифметика как раз и направлена развитие четырёх основных компетенций XXI века - кооперация/коллаборация, коммуникация, критическое мышление и креативность. На сегодняшний день рынок образовательных услуг, особенно частных, изобилует предложением курсов обучения ментальному счету. И в этой конкурентной ситуации приходится использовать весь арсенал личностных и профессиональных качеств, чтобы привлечь детей на занятия именно к себе. Для этого Светлана Николаевна разработала дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Ментальная арифметика». Обучение ментальному счету по программе педагога построено с включением в содержание заданий нейропсихологических упражнений. Они развивают нужные психические функции, стимулируют и гармонизируют работу правого и левого полушарий, способствуют более прочному усвоению знаний. Использование на каждом занятии упражнений на межполушарное взаимодействие помогает младшим школьникам быстрее и успешнее усовершенствовать навыки устного счета и логического мышления; повысить точность и скорость выполнения разнообразных поставленных задач; использовать полученные знания в личностном развитии. Каждое занятие педагога насыщено обучающим игровым материалом: головоломками: «Найди слова», «Моя школа», «Математическая пирамида», «Судоку», «Раздели и раскрась» и др. Это обеспечивает успех детям в освоении нелегкого материала, подкрепляет их самооценку, делает процесс обучения привлекательным и непринужденным.
Младшие школьники, которые являются основным контингентом учащихся Светланы Николаевны, с удовольствием посещают занятия, познают мир чисел и делятся с педагогом своими успехами в школьной жизни. Весь свой профессионализм Еворовская С.Н. концентрирует на достижениях учащихся. Ее труд приносит очевидный результат. И пусть это не грамоты и дипломы за участие в конкурсах, которых на сегодняшний день по ментальной арифметике почти нет, главное – прогресс развития ребенка по сравнению с ним вчерашним и слова благодарности родителей за видимые изменения в способностях их детей. Педагог хочет, чтобы дети в будущем научились активно использовать самые современные технологии самообучения, чтобы с их помощью улучшить свою жизнь и повысить эффективность своей работы.
Еворовская С.Н. сама идет в ногу со временем и постоянно расширяет свои профессиональные компетенции.